Полный текст статьи:
Врач-эндоскопист Пётр Стоцкий обвиненный в причинении смерти пациенту во время проведения колоноскопии «вследствие ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей», полностью оправдан Городским судом Санкт-Петербурга. За необоснованное уголовное преследование, вследствие которого врач понес имущественный и моральный вред, Министерство финансов РФ выплатит компенсацию, а прокуратура должна принести врачу извинения. Об этом сообщает “Доктор Питер” 5 июля.
Петра Стоцкого, врача-эндоскописта клиники «Медпомощь 24» обвинили в причинении смерти вследствие ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей по части 2-й статьи 109 УК РФ. Он проводил колоноскопию 70-летнему пациенту, перенесшему за год до исследования операцию по удалению опухоли сигмовидной кишки. Исследование проводилось в связи с возникшим подозрением на рецидив заболевания. Сама процедура довольно болезненна, потому большинство пациентов хотят делать её под общей анестезией. Спустя 20 минут после начала процедуры у пациента остановилось дыхание, затем – сердцебиение. Исследование было оперативно завершено. Врачи начали реанимационные действия, параллельно вызвали скорую помощь. Прибывшая кардиореанимационная бригада пыталась «завести» сердце ещё полчаса. От момента ухудшения состояния до констатации смерти прошло 62 минуты. Сначала предположили, что ее причиной стала тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА).
– Продольный дефект стенки кишки длиной 2,5 см был патолого-анатомической находкой. Тогда стало понятно, что именно перфорация кишки эндоскопом стала причиной смерти, – рассказала «Доктору Питеру» Ольга Зиновьева, адвокат Петра Стоцкого. – Процедура предполагает нагнетание газа в брюшную полость. По заключениям комиссионных судебно-медицинских экспертиз, перфорация произошла в самом начале исследования, а специалист осмотрел кишку на протяжении свыше 1,5 метров. То есть после прокола осмотр кишки длился еще около 20 минут и все это время газ нагнетался в брюшную полость, «поджал» диафрагму, что стало причиной сначала остановки дыхания, а затем прекращения сердечной деятельности. Прямая причинно-следственная связь между допущенной врачом перфорацией и смертью установлена.
По словам Ольги Зиновьевой, было затруднено в связи со спаечным процессом (после операции на кишке), и выполнялась под общей анестезией. Объективно: врач не мог в ходе исследования своевременно обнаружить перфорацию. Разрыв произошел за счет натяжения шланга, а не из-за повреждения кишки концом эндоскопа, в последнем случае врач это увидел бы — там расположена оптика. По внешним признакам заподозрить избыток воздуха в брюшной полости тоже было непросто — пациент был тучный, и потому увеличение живота было незначительным.
– Конечно, если бы колоноскопия выполнялась без наркоза, мужчина почувствовал бы прокол, а уж тем более почувствовал бы очень болезненное нагнетание воздуха и дал бы знать об этом врачу, – говорит адвокат. – Но он так и умер под наркозом.
Разбирательства длились два года. Адвокату удалось доказать, что тактических и технических дефектов в ходе процедуры не было. Однако и при правильном выполнении колоноскопии перфорации кишки случаются – врачам известно про такое тяжелое осложнение этой процедуры.
Уголовное преследование врача длилось два с половиной года, более года дело рассматривалось Красногвардейским районным судом, было возвращено прокурору и затем прекращено. Врач признан невиновным в гибели пациента с правом на полную реабилитацию, которая включает право на возмещение всех затрат в связи с уголовным преследованием, включая затраты на адвокатскую защиту, право на компенсацию морального вреда, а также официальные извинения от прокурора.
Министерство финансов РФ обратилось в Городской суд Петербурга с требованием отменить постановление Красногвардейского суда о взыскании с казны 820 тысяч рублей в пользу врача — возмещение расходов на защиту по уголовному делу. 4 июля судебная коллегия по уголовным делам Петербургского городского суда отклонила жалобу Минфина. Более того, с учётом применённого коэффициента инфляции, сумму взыскания увеличили до 903 тысяч рублей.
Исковое заявление по компенсации морального вреда еще рассматривается судом. Если он его удовлетворит, из государственной казны врач получит еще 300 тысяч рублей.
Как сообщалось ранее, на Урале Свердловский областной суд вынес оправдательное заключение по делу врача инфекционной больницы Нижнего Тагила Светланы Кексель, ранее осуждённой за смерть трёхлетнего ребёнка на пороге медучреждения.
Комментарии