Полный текст статьи:
Речь — один из самых простых способов выражения своих мыслей. Вдумайтесь, как часто вы пользуетесь речью? Нам приходится общаться в семье, на работе, с друзьями, произносить случайные фразы, иногда читать вслух или обращаться к самому себе. Можно вспомнить и о том, что многие люди любят напевать, когда делают уборку, готовят или принимают душ. Но то, что для большинства из нас кажется простым, может стать для некоторых настоящей проблемой.
Люди с нарушениями речи годами борются за возможность свободно говорить. Помогают им в этом логопеды, кстати, в календаре есть особый день, когда будет уместно сказать отдельные слова благодарности представителям этой важной профессии. Международный день логопеда отмечают 14 ноября.
История логопедии
Логопедия как отдельная наука сформировалась уже в наше время, примерно в середине XIX века, хотя проблемы с речью у людей появились примерно тогда же, когда и сама речь. Известно, что отдельные случаи нарушения речи описывали ещё древние египтяне и греки. За первую классификацию взялся знаменитый Гиппократ. Он попытался стандартизировать описания заболеваний и ввёл единую терминологию нарушений, также ему принадлежит идея разделения патологий голоса и речи. Но дальше научных изысканий и теории Гиппократ не пошёл, как и его последователи.
О том, что дефекты произношения можно исправлять, задумались в XVII веке. Роль первых логопедов взяли на себя монахи. Они занимались с детьми, у которых был нарушен слух, и пытались научить их говорить. Определённые успехи отмечались, но о регулярной практике говорить было рано.
Статус самостоятельной науки логопедия приобрела только в середине XIX века, хотя официальное название у неё появилось ещё позже. Автором термина “логопедия” выступила доктор Сюзанна Борель-Мезонни в 1928 году. Эта женщина многое сделала для развития логопедии. Во Франции она основала первую государственную службу, оказывающую помощь людям с речевыми нарушениями, упор делался именно на медицинскую помощь.
Позже, всё в той же первой трети XX века учёные стали уделять больше внимания поиску причин речевых расстройств. Они доказали, что проблемы речи могут быть обусловлены не только трудностями произношения, но и неврологическими нарушениями. Постепенно к лечению и профилактике речевых расстройств стали подключаться не только медики, но и психиатры, а также педагоги.
Бытует мнение, что логопеды проводят занятие преимущественно с детьми. Это далеко не так. Квалифицированные специалисты способны помогать людям любого возраста. Логопеды работают в дошкольных учреждениях, школах, реабилитационных центрах и занимаются частной практикой. В программе помощи логопеды широко используют методы психологии, педагогики и медицины.
Логопеды — это врачи?
Профессия логопеда многогранна. Человек, который выбирает эту специальность, должен разбираться в различных областях, базовые знания в области медицины ему тоже не помешают, однако логопед — это не врач, а педагог, поэтому учатся логопеды не в медицинских, а в педагогических ВУЗах. Будущих логопедов готовят на факультетах коррекционной педагогики или дефектологии.
Чаще всего к логопеду обращаются, если человек неправильно выговаривает определённые звуки. Есть классический набор сложных звуков, которые тяжело произносить, пожалуй, наиболее известными из них считаются звуки [р] и [л]. Но логопед не только помогает справляться со сложными звуками и “ставит” произношение, он также учит правильно дышать, пополняет словарный запас и корректирует нарушения письменной речи, которая также часто страдает из-за проблем с произношением.
Причины возникновения речевых расстройств
Несмотря на появление новых методик исправления дефектов речи, людей с речевыми нарушениями, согласно статистике, становится всё больше. В основном нарушения речи выявляют у детей. Для детей с расстройствами речи даже создают специализированные школы, где с ними активно работают логопеды.
Нарушения речи чаще диагностируют у детей, когда ребёнок только учится разговаривать, ясно выражать свои мысли и осваивает собственный речевой аппарат. Задержка речевого развития у детей может быть спровоцирована различными факторами, например, нарушением слуха. Если ребёнок плохо слышит речь других людей, ему трудно самому начать говорить. Считается, что ребёнок начинает изучать родной язык ещё в утробе матери. Такое заключение было сделано на основе анализа интонации детского плача. Даже новорождённые дети в разных странах плачут по-разному. У младенцев во Франции плач имеет повышающую интонацию, а в Германии — понижающую.
Однако нарушения речи могут произойти и у взрослых людей. Их причинами в основном становятся различного рода травмы или болезни. Проблемы с речью иногда возникают у людей, которые перенесли инсульт или получили травму головы. Это может быть временным явлением, но в некоторых случаях человек утрачивает свойственную ему способность говорить. Речь становится медленной, человек с явным усилием подбирает слова, чтобы выразить свои мысли.
Как формируется словарный запас
В среднем словарный запас взрослого человека составляет 70-90 тысяч слов. В первые годы жизни словарный запас пополняется наиболее активно, поскольку почти каждое слово воспринимается ребёнком как новое. Затем расширение словарного запаса замедляется. В целом это неравномерный процесс и во многом зависит от того, в какой среде растёт и развивается человек. Попадая в новое окружение или осваивая новую область знаний, мы невольно расширяем свой словарный запас. Способствует этому и чтение.
Однако в обиходе люди используют не так много слов. Можно встретить разные цифры. Считается, чтобы на минимальном уровне научиться говорить на новом для себя языке, достаточно выучить и уметь сочетать всего 1,5-2 тысячи слов. Часто употребляемые слова образуют “активный словарный запас”. Помимо бытовых слов и выражений, туда могут быть включены слова и термины, которые человек часто использует в силу своей профессии. Одни и те же слова могут в течение жизни переходить из активного словарного запаса в пассивный и обратно.
Большой словарный запас — не показатель большого ума и гениальности, хотя может говорить о начитанности человека. Известно, что некоторые учёные и даже писатели, например, Альберт Эйнштейн и Ганс Христиан Андерсен с трудом писали, поскольку страдали дисграфией, но это не помешало им оставить свой заметный след в истории. Однако это не означает, что бороться с нарушениями речи не нужно. Как минимум, у человека с правильной грамотной речью больше шансов стать хорошим собеседником и привлечь внимание аудитории.
Логопедия в мире
Логопедия как отдельная специальность сформировалась в XIX веке, хотя она охватывала не такую обширную область и уступала современной логопедии. Исследователи того времени придерживались мнения, что нарушения речи возникают исключительно по вине неправильной работы речевой мускулатуры. Считалось, что если человек сможет преодолеть трудности артикуляции и совладать с собственным речевым аппаратом, то он сможет избавиться и от проблем с речью.
Но со временем стало понятно, что не все речевые трудности можно связать с физиологией. Постепенно логопедия начала отходить от медицины и сближаться с педагогикой. Сегодня в мире работает несколько международных организаций, объединяющих логопедов из разных стран. Это прежде всего Комитет речевых и языковых терапевтов. Именно этот Комитет стал инициатором ежегодного празднования Дня речевых терапевтов 6 марта. В России термин “речевой терапевт” не прижился, поэтому праздник переименовали в “День логопеда” и перенесли на 14 ноября.
Как отмечают праздник
Хотя день логопеда является международным праздником, единых традиций его празднования пока не сложилось, праздник обычно проводят “для своих”. Логопедов поздравляют на месте их работы, а также проводят праздничные мероприятия, на которых награждают лучших представителей профессии.
В празднике присутствует и научная составляющая. Для обмена опытом практикующих специалистов и преподавателей профильных ВУЗов собирают на конференции и круглые столы. В школьных и дошкольных учреждениях на встречи с логопедами приходят родители, чтобы обсудить интересующие вопросы.
Комментарии