Полный текст статьи:
В современной культуре причудливо переплетаются традиции разных эпох. Мы с одинаковой любовью празднуем христианские и языческие праздники, не делаем различий между исконно русскими и заимствованными с Запада памятными днями, верим в приметы. Так, на следующий день после Рождества принято отмечать День повитухи, иначе его называют также “Бабьи каши”.
История праздника
День повитухи, который по новому стилю отмечают 8 января, называют также “праздником Бабьих каш” или просто “Бабьи каши”. Изначально этот день появился как день почитания богинь-матерей. Но когда Русь стала христианской, языческие праздники стали постепенно вытесняться, а место богинь-матерей заняли бабки-повитухи. Строго говоря, сакральный смысл праздника остался прежним, ведь повитухи считались служанками богинь-матерей, поскольку помогали женщинам в процессе рождения новой жизни.
Это сегодня весь период вынашивания ребёнка женщина находится на учёте у врача, который “ведёт” её беременность и следит за возможными отклонениями, а роды проходят в родильном доме. Раньше такая роскошь была недоступна даже состоятельным роженицам, уже не говоря о крестьянках. Если роды не были внезапными, то к женщине приглашали повивальную бабку, которая помогала принять ребёнка.
Традиции праздника
Хорошие повитухи пользовались заслуженным уважением. 8 января (по новому стилю) женщины отправлялись к повитухам с пирогами и другими угощениями. Нередко пироги приносили и в церковь в качестве подношения Богородице. Священнослужители не поддерживали такой обычай, поскольку справедливо считали его языческим, однако сам праздник продолжал существовать.
8 января повитухи и женщины, которые родили детей в прошедшем году, отправлялись в церковь и служили молебен перед иконой “Блаженное чрево”, где благодарили Богородицу за посланных детей. Затем женщины возвращались домой, собирали угощение и вместе с детьми отправлялись к повивальной бабке, которая помогла их детям появиться на свет. В доме повитухи проходило основное застолье. На столе могли присутствовать разные блюда, но сама хозяйка готовила для гостей ритуальную кашу. В ход могло идти любое зерно, но обычно кашу варили из смеси проса и гречневой крупы. Каждая гостья до ухода должна была попробовать хотя бы немного ритуальной каши. Отсюда возникло второе название праздника — “Бабьи каши”.
Помимо рожавших женщин, к повитухам приходили беременные женщины и девушки, которые готовились к замужеству. Разговор за общим столом шёл, как правило, о семье и детях. Не расходились до самой зари. Уйти можно было только после разрешения хозяйки дома, если для этого была особая причина.
Почему каша?
К каше у наших предков было особое отношение. Она входила не только в повседневный рацион, но и была ритуальным кушаньем. Каша считалась символом богатства и благополучия семьи, поэтому обязательно присутствовала на столе, будь то простая трапеза или свадебный пир. Кашу же готовили, когда между противниками заключался мир. С этой традиции берёт начало поговорка: “С ним каши не сваришь”.
Роль повитухи
Повитухи всегда почитались, к ним относились практически как к членам семьи. Считалось, что между повитухой и младенцем, которому она помогла появиться на свет, устанавливается особая духовная связь и сохраняется на всю жизнь, поэтому повитухи были желанными гостями на семейных праздниках, например, на крестинах или свадьбе.
Также считалось, что повитухи связаны с Богородицей, которая родила Иисуса Христа. По легенде, во время родов Богородице тоже помогала повивальная бабка по имени Соломонида. Образ женщины в белом, помогающей омывать Младенца Христа встречается на некоторых иконах “Рождества Христова”, это и есть Соломонида. И хотя сама Соломонида не считается святой, её называют покровительницей повитух. Если всё это учесть, становится понятно, почему День повитухи празднуют сразу же после Рождества Христова.
Требования к бабке-повитухе
Хотя специального медицинского образования бабки-повитухи обычно не имели, стать повитухой могла далеко не любая женщина. Претендентка на эту “должность” должна была соответствовать определённым критериям:
- женщина должна выйти из детородного возраста, т.е. не иметь больше возможности иметь собственных детей, отсюда название “бабка-повитуха”;
- у неё должны быть свои дети, т.е. она должна сама перенести роды, чтобы лучше понимать, что чувствует роженица;
- она должна была разбираться в травах, чтобы уметь готовить целебные отвары;
- она должна была иметь хорошую репутацию, прожить тихую семейную жизнь и быть верной женой.
Это далеко не все требования к повитухе, однако даже из этого перечня понятно, что эти женщины проходили строгий отбор. Повитухой не могла стать недостойная женщина с сомнительной репутацией, поскольку это могло навредить судьбе будущего малыша.
Своё мастерство повитухи нередко передавали по наследству. Они брали себе учениц, которые выполняли роль ассистенток. Учениц выбирали из числа молодых женщин, имевших, минимум, двух детей. Ученицы учились принимать роды, изучали травы, основы анатомии и другие “секреты профессии”, после смерти повитухи они могли занять её место, если до того момента не передумали или не запятнали свою репутацию.
Комментарии