Просмотренные публикации

QR-код этой страницы

Для продолжения изучения на мобильном устройстве ПРОСКАНИРУЙТЕ QR-код с помощью спец. программы или фотокамеры мобильного устройства

Случайный выбор

данная функция, случайным образом выбирает информацию для Вашего изучения,
запустите выбор нажав кнопку ниже

Обратная связь
Напишите нам

Поделитесь своими идеями по улучшению нашей работы.
Прикрепить файл или скриншот удалить
Закрытая часть портала предназначена для только для работников здравоохранения. Оставив свой e-mail и специалищацию, Вы подтверждаете, что являетесь работником здравоохранения и что Вы ознакомились с текстом и поняли его.


Сообщение об ошибке
Что улучшить?

Поделитесь своими идеями по улучшению нашей работы.
Прикрепить файл или скриншот удалить
Закрытая часть портала предназначена для только для работников здравоохранения. Оставив свой e-mail и специалищацию, Вы подтверждаете, что являетесь работником здравоохранения и что Вы ознакомились с текстом и поняли его.


Главная Новости Чем вооружены медики для борьбы с эпидемией онкозаболеваний кишечника

Новости: Чем вооружены медики для борьбы с эпидемией онкозаболеваний кишечника

1 / 168
Оцените материал:

Полный текст статьи:

7010 700 400.png
В поисках ответа на вопрос, почему отечественное здравоохранение не в силах справиться с колоректальным раком, Vademecum вместе с клиницистами, то есть потребителями, и поставщиками профильной медтехники оценил актуальное состояние рынка и задействованного в медорганизациях парка эндоскопического оборудования, использующегося для диагностики онкологических заболеваний кишечника и малоинвазивных хирургических вмешательств.

ФОКУС НЕ УДАЛСЯ

По данным ГНЦК им. А.Н. Рыжих, в 2016 году в государственных медучреждениях было выполнено около 900 тысяч колоноскопий (из них амбулаторно – 380 тысяч). При общей мощности профильного аппаратного парка в 4 300 колоноскопов большая его часть по‑прежнему представлена фибро‑, а не видеоскопами. «Фиброэндоскопы поставляют сейчас только в СНГ и некоторые страны Ближнего Востока, Азии и Африки», – замечает маркетинг‑менеджер Pentax Europe Андрей Черкасский.

У 85% (3 700 единиц) действующих в госучреждениях колоноскопов срок эксплуатации уже перевалил за критическую, по мнению опрошенных Vademecum врачей и менеджеров компаний‑производителей, отметку в семь лет. «Парк требует списания почти полностью, – утверждает руководитель отдела развития колопроктологии ГНЦК Алексей Веселов. – Модернизация почти не затронула гибкую эндоскопию, пересчитать регионы, вложившиеся в этот сегмент, можно по пальцам».

Другой пример запустения и невнимания регуляторов к эндоскопической службе – нормативный: самый свежий регламентирующий ее работу документ, приказ Минздрава №22, издан аж в 1996 году. Обделена эндоскопия и собственным порядком оказания медпомощи. Наиболее удачным периодом для государственного парка колоноскопов оказался заключительный год действия программы модернизации – 2012‑й.

Доля производителей колоноскопов, закупленных для государственных медучреждений в 2011–2017 годах

В сегменте гибкой эндоскопии исторически доминируют японские Olympus, Pentax и Fujifilm. «После Второй мировой войны в Японии начала стремительно развиваться оптико‑механическая инженерная школа: микроскопы, фотоаппараты, а потом и эндоскопы», – рассказывает менеджер департамента «Медицинские системы» компании Olympus Евгений Вахляев. По оценкам опрошенных Vademecum операторов сегмента, на долю японских производителей совокупно приходится не менее 80% российского рынка профильного оборудования в натуральном выражении и около 90% – в денежном. Российские продукты в лучшем случае занимают около 1‑2% рынка гибких эндоскопов, оставшееся пространство делят между собой немецкие и китайские компании.

Среди японских мейджоров объем продаж (около 60%) в денежном выражении выше у Olympus, первой пришедшей на рынок, тогда еще советский. «В 1985 году Министерство внешней торговли сделало у Olympus первую закупку – два корабля эндоскопов, которые потом развезли по советским городам, – рассказывает Вахляев. – Затем японцы взялись за российских эндоскопистов. Кроме сервиса, они предлагали экспертизу, учили врачей пользоваться аппаратурой». В компании подсчитали, что за прошедшие 20 с лишним лет каждый заведующий эндоскопическим отделением в России побывал в Японии в среднем семь раз. Достижения компании Pentax по состоянию на 2016 год аналитики оценивают скромнее – 30‑31% в деньгах, но считают ее лидером по натуральному объему продаваемой в России продукции. «Olympus – это космос, его могут позволить себе областные больницы, научные центры, профильные диспансеры и клиники РЖД, – говорит менеджер дистрибьюторской компании «Деалмед» Екатерина Дашкова. – У малобюджетных медучреждений в топе – всегда Pentax. И по‑прежнему чаще покупают фиброскопы – три комплекта в месяц мы точно отгружаем, видео- – реже: четыре‑пять комплектов в год».

Но возможности видеоэндоскопии в разы шире, как выше и конечная эффективность соответствующей медуслуги, замечает Андрей Черкасский: «Если раньше одним из мнимых ограничений был бюджет – видеосистема стоила в пять – десять раз дороже фибросистемы, то сейчас стоимостный разрыв заметно сократился. Видеосистемы дороже в два‑три раза, но с точки зрения качества диагностики и выполнения операции разница колоссальна». Общий объем рынка гибкой эндоскопии аналитики считают по‑разному: MDpro оценила закупки колоноскопов и эндоскопических стоек для государственных нужд, пришедшиеся на прошлый год, в 137 млн рублей, в то время как по замерам Headway этот показатель составляет примерно 302 млн рублей. Однако некоторые собеседники Vademecum указывают, что объем рынка ощутимо больше мониторируемого: в открытом доступе не всегда отражены закупки, проводимые, например, силовыми ведомствами, не говоря уже о том, что видеоскопы все активнее закупают частные компании. «В приобретении экспертных систем соотношение «частники – госучреждения» при закупках может составлять 50 на 50», – полагает один из собеседников Vademecum. После завершения госпрограмм модернизации здравоохранения рынок, по оценкам экспертов, сократился примерно вдвое, затем на продажи повлиял экономический кризис. «По сути, стабилизация началась только в этом году, – говорит Андрей Черкасский из Pentax Europe. – Мы не ожидаем драматических падений».

Во многих случаях цена, судя по всему, по‑прежнему остается главным фактором принятия решений. Этим объясняется появление на отечественном рынке китайских игроков, чья активность стала заметна с 2015 года. «Минимальный комплект фиброколоноскопа Pentax обойдется в 1 млн рублей, а китайский набор «видеоколоноскоп+системный видеоцентр» – в 935 тысяч рублей», – калькулирует дистрибьютор Екатерина Дашкова. По данным аналитической компании MDPro, средняя стоимость колоноскопа в составе стойки одного из наиболее распространенных китайских производителей Aohua колеблется в диапазоне 1,6–2,3 млн рублей, в то время как комплект Pentax стоит 2,3– 7,2 млн рублей, а Olympus – 3–8,5 млн рублей. Пока у опрошенных Vademecum клиницистов и экспертов к продукции китайских производителей весьма специфическое отношение. По словам Алексея Веселова, апробация китайской аппаратуры проводилась не в референтных центрах, и, хотя стоимость этого оборудования действительно ниже, чем у японских и европейских компаний, при поломке оно выходит из строя безвозвратно: «В одном из регионов купили три китайских колоноскопа, и через три месяца они вышли из строя. Через два месяца больница получила заключение о полной гибели аппаратов. Пока везли новые, прошло восемь месяцев, затем они снова сломались, и снова – полная гибель. То есть за год из строя вышло шесть колоноскопов, на которых центру удалось сделать 700 исследований, а стоимость одной процедуры составила 12 тысяч».
ЖЖЕТ ПО ЖИВОМУ

Рынок профильной высокотехнологичной хирургии куда труднее поддается оценкам, поскольку требует учитывать закупки не только капитального оборудования, но и расходных материалов. В общей сложности его объем, по прикидкам самих производителей, может достигать $1 млрд. В числе наиболее заметных игроков – Johnson&Johnson (а конкретнее, подразделение компании Ethicon), Medtronic (до 2014 года на рынке оперировала ирландская компания Covidien, позже выкупленная американцами), немецкие Karl Storz и Richard Wolf и та же японская Olympus. Около 70% продаж приходится на видеостойки и прочее бюджетоемкое оборудование. Расстановка сил в сегменте «жесткой» эндоскопии была сформирована программой модернизации: лидерство тогда захватила немецкая Karl Storz, другие игроки – наиболее крупные из которых Olympus и B.Braun (хирургическое подразделение Aesculap) – зашли на рынок спустя несколько лет после удовлетворения масштабного госзаказа. С их появлением, по оценкам участников рынка, в 2015–2017 годах доля Karl Storz сократилась с 80% до 67%, B.Braun –выросла с 2% до 5%, Olympus – с 2% до 9%. В денежном выражении этот сегмент прибавляет примерно по 5% в год. «Рост идет за счет коммерческих клиник и апгрейда устаревающих стоек в государственных учреждениях», – считает руководитель направления «Хирургия» Olympus по России и СНГ Роман Комаров.

В сегменте электрохирургического оборудования главные действующие лица завоевали свои позиции в те же «модернизационные» годы. Это компании Johnson&Johnson (подразделение Ethicon) и Medtronic, предлагающие клиникам две разные хирургические технологии: первая – ультразвуковую, вторая – биполярную. «Ультразвук может очень быстро, классно резать, но слабо коагулирует, в то время как биполяр хорошо останавливает кровотечение. То есть хирург резал одним инструментом, потом менял рукоятку и другим останавливал кровь. Olympus в 2012 году совершила революцию – запустила технологию, объединившую в одной рукоятке ультразвук и биполяр. Удобство и время – самые важные и значимые факторы для хирурга», – утверждает Комаров. Универсальная технология попала в Россию только в 2015 году, что объясняет незначительную долю японской компании в этом сегменте – по оценкам опрошенных VM игроков, не более 10%.

Вышеназванная тройка мейджоров доминирует в наиболее продвинутом секторе электрохирургии, где, впрочем, присутствуют и другие производители, включая российских. Продукты премиум‑сегмента отнимают около 70% бюджета всех закупок в денежном выражении при 30% в натуральном. Совокупные продажи в России электрохирургического инструментария и расходных материалов J&J оценил в 2016 году в $100 млн, не уточнив, впрочем, учитывалась ли отпускная цена производителя для дистрибьюторов или конечная – для потребителей. В течение 2015–2017 годов паритет мейджоров в электрохирургии был нарушен: доля J&J выросла примерно с 45% до 52%, а доля Medtronic, наоборот, снизилась – с 48% до 38%. В то же время Olympus смогла нарастить свою долю в общем объеме продаж с 4% до примерно 10%.

«Процесс модернизации в большей степени коснулся тяжелого оборудования, закупки одноразового расходного материала финансируются в рамках текущих потребностей медицинских организаций, – замечает директор направления хирургического оборудования Ethicon Алексей Кононов. – И закупки, безусловно, продолжаются: большая часть нашего хирургического инструментария и шовный материал – это одноразовые изделия». По словам Романа Комарова из Olympus, за «постмодернизационный» период организаторы здравоохранения научились считать деньги и выбирать схемы, обеспечивающие им максимальную свободу действий: «Мы стали выигрывать в конкурентных битвах, главным образом за счет того, что у нашего генератора электроэнергии есть разъемы и под монополяр, и под биполяр, и под Thunderbeat [сочетание подачи ультразвуковой и биполярной энергии. – Vademecum], к нему можно подключать «расходку» конкурентов».

Научившись манипулировать новой аппаратурой, хирурги, естественно, увеличивают количество таких процедур, вызывая тем самым органический рост рынка расходных материалов. По оценкам игроков, сегмент электрохирургии прибавляет 3–5% в год в денежном выражении, в основном за счет количественного роста высокотехнологичных операций. По данным Vademecum, из почти 400 крупных многопрофильных государственных медучреждений продвинутые электрохирургические инструменты и оптику сейчас закупают не более 200 клиник. Производители и дистрибьюторы, понимающие емкость рынка и бьющиеся за продвижение своих продуктов, используют разные маркетинговые схемы. Одни дарят клиникам свои генераторы, но чипируют расходные материалы и таким образом окупают затраты. Другие пестуют целевую аудиторию, демонстрируя хирургам преимущества своих разработок на практике. «Мы не столько участвуем в больших выставочных конгрессах, сколько работаем прицельно. Хирурги пока не опробуют, не прооперируют, никогда ничего не закажут. И мы организуем для них такие апробации, проводя трансляции живой хирургии», – говорит Роман Комаров. В апреле в посольстве Японии в Москве Olympus провела мастер‑класс, в котором состязались японский хирург и глава проктологического отделения РОНЦ Арсен Расулов. «Мы рассчитывали на 80 человек, пришло 350. Японский хирург был вооружен супертехникой, ему помогали фантастические ассистенты. Они даже не разговаривают друг с другом – все доведено до автоматизма, – рассказывает Комаров. – Так вот, Арсен Османович Расулов превзошел японца, аудитория была в восторге. Когда врачи видят такую хирургию, мы получаем самое главное – профессиональную лояльность».

Драйвером роста отечественного рынка профильного хирургического оборудования, безусловно, становится оснащение новых больниц. Несмотря на то что около 80% закупок по‑прежнему приходится на госсектор, в последнее время в хирургические мощности все активнее вкладываются частные инвесторы: их доля в общем обороте сегмента за последний год выросла в денежном выражении вдвое – с 12% до 20–25%. При этом участники рынка уверены, что в госсекторе неминуемо случится новая волна модернизации – большая часть парка пережила предоставляемые производителями пятилетние гарантийные сроки. «Положим, у администратора дилемма, – говорит один из собеседников Vademecum, – у него есть стойка, хорошая, купленная во время модернизации за 30 млн рублей. Ее нужно обновлять, то есть либо вложить 16 млн рублей в реанимацию, либо за 10–16 млн рублей купить новую, суперфункциональную. Вряд ли имеет смысл идти первым путем».

Автор: Анна Родионова

07.07.17 ©
Оцените материал: Рейтинг: NAN
Написать

При эндоскопическом исследовании в случае бронхоэктазов в стадии ремиссии выявляется

частично диффузный бронхит I степени воспаления



Olympus banner 770 1.1.png



Работаем и учимся при поддержке

Партнеры