Полный текст статьи:
Говорят, что нет совершенно здоровых людей, а есть недообследованные. Действительно, проблемы со здоровьем возникают даже у тех людей, кто старается вести правильный образ жизни и строго выполняет все рекомендации врачей. Однако получить личную консультацию врача бывает непросто. В государственных поликлиниках вечный дефицит номерков, да и каждый поход в медицинское учреждение обычно отнимает много времени. На помощь вечно занятым современным людям приходят современные технологии — телемедицина.
По данным РБК, в 2019 году объём мирового рынка телемедицины составил около 20 миллиардов долларов. Аудитория телемедицинских и профилактических сервисов тоже постоянно растёт и ежегодно увеличивается почти на 20%. Опрос, проведённый в рамках исследования “Индекс здоровья будущего-2018” показал, что получать медицинские консультации в области ЗОЖ дистанционно готовы, как минимум, 82% россиян.
Когда появилась телемедицина?
Кажется, что телемедицина — это современное явление, однако её история насчитывает уже примерно полтора века. Первые случаи телемедицины относятся к середине XIX века, когда появилась возможность по телефонным проводам передавать электрокардиограммы. Но случаи таких дистанционных консультации были редкими. А вот реальная необходимость в телемедицине появилась после освоения человеком космоса. У космонавтов фактически нет другой возможности получить медицинскую консультацию, кроме телемедицины, поэтому технологии передачи медицинских данных начали активно развивать.
Цели и задачи телемедицины
Некоторые ошибочно считают, что “телемедициной” называют медицинские передачи, которые показывают по телевизору, однако это неверно. Телемедицина подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий для оказания медицинской помощи и консультаций. Больному необязательно находиться рядом с врачом, чтобы получить необходимую информацию. Такой подход в целом расширяет возможности как врачей, так и пациентов.
Пациенты получают возможность напрямую обратиться к светилам медицины, находясь на даже на другом континенте, а врачи могут получить консультацию коллег по поводу нестандартных или сложных случаев болезни. Использование телемедицины поддерживает и ВОЗ. В определении, принятом Всемирной Организацией здравоохранения, выделено сразу несколько задач телемедицины:
- предоставление медицинских услуг в условиях, когда расстояние является критическим фактором;
- обмен информацией между работниками здравоохранения в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм;
- проведение исследований и оценок;
- обеспечение возможности непрерывного образования медицинских работников.
В целом возможности телемедицины расширяются вместе с развитием информационных технологий. В отличие от классической медицины, телемедицина быстрее адаптируется к потребностям общества и использует все доступные каналы, средства и форматы коммуникации, чтобы быть ближе конечному потребителю, за счёт этого обеспечивается такой существенное увеличение аудитории людей, которые хотя бы раз прибегали к телемедицине.
Развитие телемедицины в мире
Как мы уже отметили, развитие телемедицины напрямую связано с развитием технологий, поэтому за последние несколько десятилетий телемедицина сделала большой рывок и стала доступна широким слоям населения. Конечно, более консервативные люди до сих пор убеждены в том, что личная консультация врача всегда лучше, чем виртуальная, однако всё больше становится тех, кто готов прибегнуть к телемедицине хотя бы для получения общих консультаций. Режим самоизоляции дал очередной толчок к развитию телемедицины, поскольку ограничил возможность людей обратиться в медицинские учреждения напрямую. Многие исследователи считают, что постепенно часть медицинских услуг начнёт на постоянной основе оказываться “на дому”.
Однако медицина — это одна из тех областей, где требуется продуманное законодательное регулирование, ведь на кону здоровье, а иногда и жизнь людей. Постепенно в странах, где активно начинают использовать телемедицину, меняется и законодательство. В России в 2017 году были внесены изменения в закон об основах охраны здоровья граждан, туда добавили понятие “телемедицинских технологий”. А в 2018 году скорректировали законодательство в области применения информационных технологий в сфере охраны здоровья. Так была подготовлена база для дальнейшего развития телемедицины.
Сейчас уже можно выдавать и получать в электронной форме медицинские заключения, справки, рецепты, согласия или отказы от медицинского вмешательства. При этом некоторые вопросы по-прежнему нельзя решать удалённо. Например, человеку не может быть поставлен диагноз или назначено лечение без очного приёма. Удалённо врач может только собрать анамнез, пообщаться с пациентом, рассказать ему о возможных методах профилактики или оценить эффективность проводимого решения и скорректировать его.
Телемедицина и телепрофилактика
Наравне с понятием “телемедицина” существует понятие “телепрофилактика”. Как можно догадаться из названия, телепрофилактика направлена не на диагностику или лечение, а на поддержание и укрепление здоровья людей.
На информационных платформах, посвящённых телепрофилактике, размещаются программы по укреплению здоровья, в том числе и персонализированные. Там же можно найти общую информацию о правилах здорового образа жизни, уроки по оказанию самопомощи и т.д. Подобные платформы позволяют также собирать медицинскую статистику, это полезно для оценки рисков здоровья населения.
Примером телефрофилактического проекта может служить программа НЛМК “Здоровый выбор”. С её помощью исследователи проводят онлайн скрининги и выявляют факторы риска. Пользователь получает персональный отчёт с рекомендациями, соответствующий его биологическому возрасту. Нередко такие скрининги заказывают организации для оценки состояния здоровья своих сотрудников, на основе полученных данных потом разрабатываются корпоративные программы оздоровления и мотивации сотрудников на изменение поведения.
Платформа выстроена с соблюдением принципов геймификации, поэтому направлена не только на сбор и анализ данных, но и вовлечение пользователей в полезную деятельность. Например, там можно организовать онлайн челлендж или турнир по физической активности, а также организовать обучение сотрудников правилам ведения здорового образа жизни.
В целом комплексные программы с использованием телемедицинских сервисов позволяют в простой и доступной форме доносить информацию, охватывать большую аудиторию пользователей и оценивать полученные результаты. Телепрофилактику и телемедицину легко можно сочетать с классическими инструментами популяризации ЗОЖ и поддержания здоровья.
Комментарии