ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
И.М. СЕЧЕНОВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СЕЧЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
На правах рукописи
Голикова Наталия Сергеевна
Медико-социологическое исследование оптимизации подготовки провизоров для биотехнологических предприятий с учетом их
профессиональной социализации
14.02.05 – социология медицины
Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Научные руководители: кандидат социологических наук Присяжная Надежда Владимировна
кандидат фармацевтических наук, доцент Тарасов Вадим Владимирович
Москва – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 16
1.1. Анализ подходов к подготовке кадров для фармацевтической отрасли в Российской Федерации (высшее образование)………… 16
1.2. Анализ зарубежного опыта подготовки кадров для фармацевтической отрасли 28
1.3. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организации деятельности фармацевтической отрасли и фармацевтического образования…………………………………… 42
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
2.1. Материалы и базы исследования 55
2.2. Методы исследования и анализа данных 66
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ И ПРОФИЛЬНЫХ ВЫПУСКАЮЩИХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА
МОСКВЫ… 85
3.1. Уровень профессиональной ориентированности, перспективы профессиональной социализации и особенности адаптации выпускников фармацевтических факультетов и профильных выпускающих кафедр образовательных организаций города Москвы на отраслевом рынке труда…………………………..…… 85
3.2. Траектории профессионального становления и социализации специалистов организаций фармацевтической отрасли и профессорско-преподавательского состава фармацевтических факультетов образовательных организаций города Москвы………………………………………………………. 94
3.3. Сравнительный анализ мнений учащихся, профессорско- преподавательского состава образовательных организаций города Москвы и сотрудников организаций фармацевтической отрасли о качестве профессиональной подготовки по специальности
«Фармация» 108
ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………...
4.1. Потребность работодателей фармацевтической отрасли в профессиональных компетенциях провизоров для работы на
126
биотехнологическом предприятии…………………………………. 126
4.2. Модернизация образовательных программ высшего образования на фармацевтическом факультете Первого МГМУ
им. И.М.Сеченова 152
4.3. Перспективы сетевого образования в подготовке специалистов нового поколения для фармацевтической индустрии 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 176
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОММЕНДАЦИИ 179
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180
ПРИЛОЖЕНИЯ 207
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: В последние годы значительные усилия направлены на модернизацию системы профессионального образования. Особое внимание уделяется подготовке специалистов для отечественной фармацевтической отрасли, что связано с динамичным развитием промышленности и выходом российских компаний на новые рынки в странах ближнего и дальнего зарубежья с конкуренстоспособными дженериками и биоаналогами, а в перспективе и инновационными препаратами.
Ключевыми этапами в процессе развития образования и формирования требований к специалистам нового типа стали присоединение Российской Федерации к Болонской декларации о едином европейском пространстве для высшего образования в 2003 году, разработка «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» в 2009 году и утверждение ФГОС ВПО по специальности 060301
«Фармация» в 2011 г. и ФГОС ВО 3+ по специальности 33.05.01 «Фармация» в 2016 году.
Образовательные программы, разработанные и реализуемые образовательными учреждениями высшего профессионального образования, должны отвечать требованиям, предъявляемым работодателями к выпускникам с учетом перехода отечественной фармацевтической отрасли на международные стандарты.
Перед профильными высшими учебными заведениями стоят такие задачи, как усиление технологической и методологической составляющей учебного процесса (в том числе внедрение систем дистанционного обучения), укрепление взаимодействия образовательных организаций с фармацевтическими предприятиями и внедрение новых дисциплин, отражающих текущие и перспективные тенденции развития науки и технологий и ранее не освещенные в учебном процессе этапы обращения лекарственных средств.
Одной из важнейших тенденций развития фармацевтического рынка является активное развитие биотехнологий в области разработки и производства современных и перспективных лекарственных средств.
Перечисленные предпосылки определили актуальность оптимизации подготовки провизоров для биотехнологических предприятий.
Степень разработанности темы исследования: Работам академика РАН А.В.Решетникова принадлежит особое место в области медико- социологических исследований, автором определена предметная область социологии медицины, место науки в системе научного знания. На обширном эмпирическом материале академик РАН А.В. Решетников (2002, 2003, 2010, 2013, 2015) выявил роль социальных процессов в системе здравоохранения в целом, детально исследовал особенности формирования социальной базы для подготовки специалистов в области управления здравоохранением, выявил потребности в научном обосновании вопросов организации здравоохранения, предложил методологию проведения медико- социологического мониторинга.
Одним из направлений исследований социальных процессов, происходящих в фармацевтической отрасли, является необходимость модернизации высшего фармацевтического образования. Данной тематике посвящены работы С.Д. Хеплер (1990), К.Р. Кхар, Ф.Дж. Ахмад, Дж.К. Джейн (2011), Т.П. Брок (2012), Дж.Х. Коколас (1989), П.Х. Власес (2010),
М.А. Пальцева (2008), И.И. Краснюка (2012, 2013), Ж.И. Аладышевой (2013), А.И. Балашова (2012), Н.П. Беда (2012), В.А. Белогуровой (2012), В.В. Береговых (2013), Н.Б. Дремовой (2013), И.А. Занина (2013), И.Г.
Комиссинской (2002), Е.Е. Чупандина (2011).
Проблемы непрерывного фармацевтического образования изучали ведущие российские ученые Р.И. Ягудина (2012, 2013), Н.В. Пятигорская (2012, 2013), В.Н. Кононова (2013), Н.Д. Цымбал (2014), Т.Ю. Шутова (2011),
С.В. Большева (2004), Л.Н. Голубкина (2006), С.Н. Кононова (2006), А.В.
Солонинина (2006), Р.У. Хабриев (2014), Е.Ф. Шарахова (2003), Г.Н. Шустова (2013) и др.
Исследования применения дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования описаны также в трудах отечественных ученых Дж. Блакелок, Т.Смит (2006), Н. Догруера, Р. Эйам, И. Меневиса (2011), Б. Холмберг (1995), С. Джонс (2008), С. Ренука (2017), Л.Ф. Томпсон (2003), Б.Д. Уилис (1994), С. Беннет (2012), Е.В. Вышемирской (2013), А.В. Горилык (2013), Е.И. Грибкова (2013), П.С. Гурьянова (2009),
В.Г. Пухальской (2010), О.Е. Саттаровой (2009, 2012), И.Л. Андреева (2014),
Л.М. Ахаяна (2000), М.А. Бухаркиной (2002), А.В. Бершадского (1998), В.С. Вержбицкого (2011), В.Н. Демкина (2003) и др.
Опыт внедрения в практику высшего фармацевтического образования новых специализированных предметов рассмотрен авторами Н.Б. Дремовой (2012), Л.Н. Лаврентьевой (2013), Е.Л. Щесняк (2013), Л.В. Яковлева (2013). Значителен вклад В.Н. Чубарева (2000) и Ж.В. Мироненковой (2009) в развитие направления «Фармацевтическая информация».
Значительный вклад в формирование научного понимания специфики взаимодействия образовательных организаций и предприятий фармацевтической отрасли внесли С.О. Лосенкова (2017), Е.Б. Весна (2013), С.М. Дмитриева (2014), И.Л. Дроздова (2013), А.Н. Журба (2013), В.И. Заварзина (2001), А.В. Казьянин (2013), Н.С. Корепанова (2013), С.А. Кривошеев (2012), С.Н. Мамаев (2016), А.В. Путилова (2016), А.А. Родионов (2016), Е.В. Рылько (2015), М.М. Смирнова (2013), Н.Н. Чеснокова (2013).
Научный взгляд на становление профессии провизора в современном понимании представлен в исследованиях В.А. Ядова (2007), Г.Н. Андриановой (2013), Н.В. Иванова (2009), Я.Г. Кузьменко (2004), М.С. Сергеевой (2012), И.Л. Андреевой (2010), Е.Э. Волкова (2005), О.В. Соколовой (2009), Т.А. Старостенковой (2014).
За последние 10 лет в России проведен целый ряд научных исследований, направленных на изучение оптимизации подготовки
првизоров - это работы И.А. Наркевича (2013), Е.А. Тельновой (2014), Н.В. Юргеля (2009), О.В. Артемовой (2012), В.В. Балашова (2016), А.М.
Измайлова (2015), Е.В. Фадеева (2017), И.Г. Комиссинской (2000), А.В.
Лабыкина (2015), Е.Г. Эльяшевич (2015).
Вместе с тем, до настоящего момента вопросы оптимизации подготовки провизоров недостаточно освещены в социологических работах. Социологический подход в изучении потребности в кадрах для фармацевтической отрасли позволяет выявить причинно-следственные связи ее формирования с учетом тенденций развития отрасли в сторону увеличения числа биотехнологических предприятий, всесторонне исследовать особенности функционирования рассматриваемой социальной системы. В этой связи медико-социологическое исследование оптимизации подготовки провизоров для работы на биотехнологическом предприятии представляется актуальным.
Целью диссертационного исследования является исследование оптимизации подготовки провизоров для биотехнологических предприятий с учетом их профессиональной социализации и оценка фактической потребности работодателей – руководителей учреждений фармацевтической отрасли г. Москвы в подготовке специалистов с высшим фармацевтическим образованием.
Поставленная цель исследования предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Обобщить и систематизировать отечественный и зарубежный опыт подходов к подготовке кадров для фармацевтической отрасли, а также нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы организации деятельности фармацевтической отрасли и фармацевтического образования.
2. Разработать программу и провести комплексное медико- социологическое исследование оптимизации подготовки провизоров для биотехнологических предприятий с учетом их профессиональной социализации и оценить фактическую потребность работодателей –
руководителей учреждений фармацевтической отрасли г. Москвы в подготовке специалистов с высшим фармацевтическим образованием.
3. Исследовать уровень профессиональной ориентированности, перспективы профессиональной социализации, а также особенности адаптации выпускников фармацевтических факультетов и профильных выпускающих кафедр образовательных организаций г. Москвы на отраслевом рынке труда.
4. Изучить траектории профессионального становления и социализации специалистов организаций фармацевтической отрасли и профессорско- преподавательского состава фармацевтических факультетов образовательных организаций города Москвы.
5. Провести сравнительный анализ мнений учащихся, профессорско- преподавательского состава образовательных организаций города Москвы и сотрудников фармацевтической отрасли о качестве профессиональной подготовки по специальности «Фармация».
6. Предложить технологию гармонизации кадровой потребности фармацевтической отрасли и содержания программ профессиональной подготовки провизоров для работы на биотехнологическом предприятии.
Для решения поставленных в диссертационной работе задач было проведено комплексное медико-социологическое исследование, которое включало пять этапов:
1- й этап (2014-2016гг.) – изучение зарубежного и отечественного опыта подготовки кадров для фармацевтической отрасли, особенностей формирования образовательной потребности фармацевтической отрасли при подготовке провизоров на основе данных научной литературы и официальных источников;
2- й этап (2015-2016гг.) – разработка программы, методики и инструментария исследования, апробация инструментария исследования, направленного на изучение возможностей оптимизиции подготовки
провизора для работы на фармацевтическом (в том числе, биотехнологическом) предприятии;
3- й этап (2015-2016гг.) – сбор и обработка массива данных анкетирования (бланков заполненных анкет), данных экспертных интервью (транскрипция аудиозаписей);
4- й этап (2016-2017гг.) – анализ и интерпретация полученных исследовательских данных, выявление основных тенденций и характеристик предмета исследования;
5- й этап (2017г.) - разработка научно-обоснованной технологии гармонизации кадровой потребности фармацевтической отрасли и содержания программ профессиональной подготовки провизоров для работы на биотехнологическом предприятии в условиях взаимодействия на отраслевом рынке труда.
В соответствии с этапами диссертационного исследования были выделены организационные задачи:
Задачи подготовительного этапа:
- разработка программы и инструментария исследования;
- апробация инструментария исследования и внесение коррективов;
- рекрутинг респондентов по направлениям исследования. Задачи полевого этапа:
- организация и проведение сбора данных по направлениям исследования;
- систематизация полученных данных и формирование массива данных для обработки;
- формирование объема данных для анализа экспертного интервью (транскрибирование интервью);
Задачи аналитического этапа:
- анализ данных экспертных интервью;
- анализ данных анкетных опросов по направлениям исследования;
- составление общего аналитического отчета по комплексному исследованию.
Объект исследования: система подготовки кадров с высшим образованием для фармацевтической отрасли, руководители, сотрудники и студенты фармацевтических факультетов и профильных выпускающих кафедр образователных организаций, руководители и сотрудники фармацевтических (в том числе, биотехнологических) предприятий.
Предмет исследования: оптимизация подготовки провизоров для биотехнологических предприятий.
Гипотеза диссертационного исследования: существует кадровая потребность при подготовке провизоров для работы на биотехнологических предприятиях, которую можно гармонизировать посредством модернизации образовательных программ с привлечением специалистов фармацевтической отрасли к активному взаимодействию с образовательными организациями в рамках образовательного процесса и с учетом профессиональной социализации.
Научная новизна исследования:
1. С позиций системного подхода выявлены основные тенденции и характеристики развития системы профессиональной подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием в России и за рубежом в условиях изменения нормативно-правового поля отрасли и модернизации образовательных стандартов по специальности «Фармация»;
2. Проведено комплексное медико-социологическое исследование оптимизации подготовки провизоров для биотехнологических предприятий с учетом их профессиональной социализации, которое позволило:
а) определить особенности социализации выпускников фармацевтических факультетов и профильных выпускающих кафедр образовательных организаций города Москвы на отраслевом рынке труда;
б) оценить уровень профессиональной ориентированности и перспективы профессионального становления учащихся фармацевтических
факультетов и профильных выпускающих кафедр образовательных организаций города Москвы;
в) проанализировать траектории профессионального становления и социализации специалистов организаций фармацевтической отрасли и факторы, снижающие эффективность адаптации в профессиональном сообществе;
д) провести сравнительный анализ мнений учащихся и профессорско- преподавательского состава образовательных организаций города Москвы о качестве профессиональной подготовки по специальности «Фармация»;
3. Установлена значимость изменений, произошедших в подходах молодежи к выбору профессии провизора, демонстрирующих современную ситуацию на отраслевом рынке труда и дающих возможность предположить его развитие в городе Москва в ближайшие годы.
4. Обоснована и предложена технология гармонизации кадровой потребности фармацевтической отрасли и содержания программ профессиональной подготовки провизоров для работы на биотехнологическом предприятии.
Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Наблюдаемый в настоящее время дефицит фармацевтических кадров в отечественной фармацевтической отрасли имеет тенденцию к увеличению в связи с динамичным развитием фармации как науки и сферы деятельности, изменением нормативно-правовой базы и переходом отрасли на мировые стандарты качества. Скорость развития фармацевтической отрасли значительно опережает развитие высшего фармацевтического образования. Меняются профессиональные требования к специалистам отрасли, что обусловливает необходимость преобразований в системе подготовки провизоров, в том числе, на основе успешного зарубежного опыта.
2. Внедрение инноваций в современном фармацевтическом образовании в России происходит не только на административном
(количество ступеней обучения, узкая последипломная специализация) и технологическом (внедрение информационных баз и дистанционных технологий) уровнях, но и посредством объединения усилий образовательных организаций и представителей отрасли в формировании специалистов нового поколения, что также предполагает учитывать профессиональную социализацию выпускников.
3. Компетентностные потребности современной фармацевтической отрасли выходят за пределы высшего фармацевтического образования, что в совокупности с численным недостатком провизоров обуславливает фактическое преимущество специалистов смежных профессий в штатном составе предприятий фармацевтической отрасли (базовое фармацевтическое образование имеют только 16% опрошенных сотрудников фармацевтической отрасли). Фактически, это обусловливает формированием нового, отличного от классического, представления о работнике фармацевтической отрасли и профессии провизора в целом.
4. На сегодняшний день основным критерием качества подготовки выпускников-провизоров с точки зрения потенциальных работодателей является готовность к работе на всех этапах обращения лекарственных средств.
5. Ключевыми составляющими технологии гармонизации кадровой потребности фармацевтической отрасли и уровня профессиональной подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием в условиях взаимодействия на отраслевом рынке труда стали:
- изменение подхода к реализации образовательных программ (объединены учебный и научно-практический компоненты);
- пересмотр содержательного наполнения образовательных программ по специальности «Фармация» в части включения ряда учебных дисциплин (химия биогенных соединений, инструментальные методы в фармацевтическом анализе, медицинская генетика, основы молекулярного моделирования, молекулярная биология, основы разработки и производства
иммунобиологических лекарственных препаратов, особенности производства фитопрепаратов, основы производства биомедицинских клеточных продуктов, физико-химические принципы в фармации и токсикологии, обращение ЛС в России и мире, организация доклинических и клинических исследований, основы организации и управления фармацевтическими предприятиями и др.) в рамках вариативной части и вариативной части по выбору;
- внедрение сетевой формы реализации образовательных программ на основе укрепления сотрудничества Первого МГМУ с коммерческими и некоммерческими организациями, интеграции научного взаимодействия в учебный процесс и привлечения ведущих специалистов отечественных и зарубежных практиков из сфер науки и бизнеса для обеспечения сближения программы подготовки студентов и выпускников Первого МГМУ им. И.М.Сеченова и требований фармацевтических и биотехнологических предприятий.
Теоретическая и практическая значимость работы
Разработана технология гармонизации кадровой потребности фармацевтической отрасли и содержания программ профессиональной подготовки провизоров для работы на биотехнологическом предприятии в условиях взаимодействия на отраслевом рынке труда и с учетом их профессиональной социализации, которая ориентирована на объединение усилий образовательных организаций и представителей отрасли в формировании специалистов нового поколения.
В диссертационной работе определена необходимость реализации образовательных программ фармацевтических факультетов и профильных выпускающих кафедр образовательных организаций в соответствии с тенденциями развития фармацевтической отрасли, предложены подходы к реализации образовательных программ в сетевой форме совместно с предприятиями фармацевтической отрасли как инструмент повышения качества подготовки специалистов для биофарминдустрии.
Результаты медико-социологического исследования внедрены в деятельность фармацевтических организаций в практике работы с кадрами в отрасли (в рамках стратегий повышения квалификации сотрудников компаний, работы в области кадрового развития, дополнительной подготовки и переподготовки специалистов).
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы доложены на очередной III всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социология медицины: векторы научного поиска» (Москва, 2015 г.), на V Международной научно-практической конференции
«Инновационные технологии в науке и образовании» (Чебоксары, 2016 г.), VII общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2016» (Москва, 2016 г.), в рамках международной научно-практической конференции Toolkits for DNA vaccine design an update (Новые подходы к созданию ДНК-содержащих вакцин) (Москва, 2016 г.), VIII общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2017» (Москва, 2017 г.), XXIV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» (Москва, 2017 г.), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы внедрения инновационных технологий в медицине и фармации» (Орехово-Зуево, 2017 г.), на расширенной конференции кафедры фармакологии Института фармации ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва, 2018 г.).
Личный вклад автора в осуществление данного научного исследования. Автору принадлежит ведущая роль в выборе направления исследования, анализе, обобщении и интерпретации полученных научных результатов. Автор лично разрабатывала инструментарий исследования, проводила рекрутинг респондентов исследования, осуществляла статистическую обработку, систематизацию и анализ данных в программе SPSS PASW Statistics 21. Автор лично обобщила полученные эмпирические
данные, осуществила анализ и дала научную интерпретацию полученных результатов. Вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования: от постановки задач, разработки общего плана исследования и проведении полевого медико- социологического исследования до обсуждения результатов в научных публикациях и докладах и внедрения их в практику.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Работа выполнена в рамках области исследования 1 паспорта специальности научных работников 14.02.05 – социология медицины.
Публикации. По теме диссертационной работы всего опубликовано 13 работ, 5 научных статей опубликовано в журналах из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определяемого ВАК Минобрнауки России, в том числе 1 из которых включен в базу данных Scopus, 2 научные публикации – в зарубежных журналах.
Объём и структура диссертации. Диссертация общим объемом 289 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, а также 15 приложений. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 17 рисунками. Библиографический указатель включает 219 источников, из них 74 источника зарубежных авторов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
В настоящее время органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, министерствами и ведомствами приложены большие усилия для проведения преобразований отечественной фармацевтической отрасли. На первый план выходит осмысление сути происходящих на рынке кадровых процессов и отношений, формирование современных подходов к определению целей, приоритетов, принципов, механизмов реализации кадровых технологий [10, 48, 67, 100, 124].
Агентством стратегических инициатив совместно с профильными министерствами, Российской академией наук, ведущими экспертными и бизнес-сообществами разработана программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для технологического лидерства России к 2035 году - национальная технологическая инициатива (НТИ) [103]. Утверждена Дорожная карта «Хелснет» с целью развития рынка персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств. Одним из важнейших условий достижения целей «Хелснет» является обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами.
Становится очевидным, что исторически сложивщаяся концепция фармацевтического образования [112] требует модернизации, выпускник фармацевтического факультета должен быть подготовлен к активной профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств, включая их разработку, исследования, производство, изготовление, хранение,
упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку и рекламу [4, 49, 67, 72].
Среди приоритетных направлений развития отечественного фармацевтического образования выделены: развитие системы непрерывного профессионального образования, послевузовского образования, укрепление и модернизация материально-технической базы медицинских образовательных организаций высшего образования [1, 76, 106].
Важным становится появление новых компетенций посредством укрепления диалога между образовательными организациями и работодателями [97, 105, 136]. Одновременно в системе российского образования происходит резкая переориентация результата оценки образования по уровню знаний (понятия «подготовленность»,
«квалификация»), перестающих удовлетворять профессиональное сообщество, на оценку по уровню умений (понятия «компетенция» и
«компетентность»), который дает возможность применить в определенной ситуации полученные знания и опыт [5, 42].
В университетах увеличивается объем самостоятельной работы учащихся, которая организована посредством включения элементов деловых игр в образовательный процесс, формирования устойчивой мотивации к обучению и активного использования творческих видов работ [11, 38, 71].
Описаны перспективы развития модульного принципа обучения, методов дистанционного обучения, непрерывного профессионального образования, практическая направленность образовательного процесса, формирование взаимосвязи научных и технических достижений и образовательных технологий [35, 46, 97, 98].
Сформулированы ключевые компетенции инновационного профессионального сообщества: готовность к непрерывному образованию, способность к критическому мышлению, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде, в высококонкурентной среде,
владение иностранными языками, включая способность к свободному профессиональному общению [15, 40, 41, 60, 97, 139].
Исследователи сообщают, что для мирового рынка труда вцелом характерен дефицит фармацевтических кадров, который в последующие годы будет только увеличиваться, в первую очередь в области аптечной фармации [120, 123]. Всего в мире около 55% провизоров работают в аптеках [118].
Некоторые авторы отмечают, что в РФ трудятся примерно 380 тысяч фармацевтических работников, при этом ежегодно количество специалистов с фармацевтическим образованием увеличивается на 7,5 тысяч человек [120]. При этом данные кадровых агентств свидетельствуют о растущем спросе компаний-работодателей на специалистов с фармацевтическим образованием [43, 120].
Результаты аналитических исследований свидетельствуют, что процент востребованности профессии провизора, фармацевта, заведующего аптекой (1,62%, 1,99% и 0,43% соответственно) превышает показатели других профессий сферы здравоохранения (так, востребованность профессии врача общей практики составляет 0,32%, врача-специалиста – 0,21%) [113].
Исследования специалистов Высшей школы экономики показали, что студенты медицинских специальностей наиболее интенсивно заняты на рынке труда в период обучения (до 33 часов в неделю) [107].
Несмотря на высокий спрос в квалифицированных фармацевтических кадрах, известно, что ряд выпускников по окончании института не трудоустраиваются по специальности. Выбору профессии и трансформации профессионализма в современном мире посвящен целый пласт социологических исследований [19, 30, 65, 117]. Документами государственного стратегического планирования обозначен целевой показатель трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска, с учетом выпускников, призванных в армию, он составляет не менее 74% [79]. Результаты исследования трудоустройства выпускников не по специальности представлены в Главе 3.
Провизор наравне с лечащим врачом, является важнейшим звеном в современной системе здравоохранения и должен обладать знаниями и навыками во многих областях. Требования работодателей к провизорам менялись в соответствии с общественно-историческими, экономико- политическими, социальными изменениями. К сожалению, программа подготовки специалистов не является такой же гибкой и не всегда успевает трансформироваться вслед за требованиями времени.
Основные идеи модернизации российского фармацевтического образования связаны с внедрением новых технологий обучения и обновлением методических подходов к преподаванию профильных дисциплин, в том числе, на основе успешного зарубежного опыта [146, 148, 149].
Так, в рамках обеспечения непрерывного образовательного процесса становится актуальным повышение квалификации специалиста без отрыва от производства [50, 96, 137]. В частности, стоит проблема подготовки управленческих кадров фармацевтической отрасли в рамках последипломных образовательных программ провизоров и медицинских работников других специальностей [6, 12, 64]. Решение задач переподготовки и повышения квалификации специалистов облегчает применение дистанционных методов образования [50, 175, 217].
Научно обосновано применение таких методов с позиции компетентностного подхода и принципов андрогогики [141, 143]. Специалистами разработан ряд интерактивных образовательно- аналитических программ в системе дополнительного профессионального образования провизоров [141, 142]. Проблемы последипломной подготовки фармацевтических кадров изучали ведущие российские ученые А.Н. Алова, С.Н. Большева, Л.В. Голубкина, С.В. Кононова, И.М. Раздорская, А.В. Солонинина, Д.В. Соколов, Р.У. Хабриев, Е.Ф. Шарахова, Г.Н. Шустова, Р.И. Ягудина и др. [111]. Исследования применения дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования описаны также в трудах отечественных ученых А.А. Андреева, Л.А. Ахаяна,
М.Ю. Бухаркиной, А.М. Бершадского, В.В. Вержбицкого, В.М. Демкина, М.В. Моисеевой, М.И. Нежуриной, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, Э.Г. Скибитского, В.И. Солдаткина, В.Л. Тихомирова, Е.В. Тихомировой, А.Н. Тихонова, А.В. Хуторского, А.Г. Чернявского, С.А. Щенникова и др. Авторами подтверждено, что использование информационных технологий позволяет осуществлять обучение студентов на качественно новом уровне [27, 28, 68, 111]. Применение дистанционных технологий способствует оптимизации деятельности специалистов отрасли [29].
В 2008 году на базе фармацевтического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова впервые были созданы и внедрены в учебный процесс электронные учебники, пособия, справочно-информационные материалы, собрана своеобразная электронная библиотека, появилась новая дисциплина
«Фармацевтическая информация» [55]. В этом направлении работает также Пермская государственная фармацевтическая академия, где разработана рабочая программа дисциплины «Фармацевтическая информатика», отвечающая реалиям использования информационных технологий в фармацевтической практике. Подразумевается проведение практических занятий. Значителен вклад В.Н. Чубарева и Ж.В. Мироненковой в развитие данного направления [28].
Пример внедрения инновационных технологий в системе подготовки провизоров по дисциплине «Управление и экономика фармации» демонстрирует Волгоградский государственный медицинский университет, где активно применяют мультимедийные версии лекций, практических занятий и семинаров, создан постоянно пополняющийся банк данных видеоматериалов по материалам отраслевых конференций и симпозиумов [21].
В этой связи интересен опыт Пермской государственной фармацевтической академии в использовании справочных правовых систем. Отмечена положительная роль доступа учащихся к актуальной нормативно- правовой базе в постоянно меняющемся правовом поле [69].
Опубликовано большое число исследований, связанных с разработкой и внедрением в практику веб-платформ и информационных систем, используемых отечественными образовательными организациями для подготовки провизоров [21, 24, 25, 28, 31, 69, 95, 110, 111, 115, 141, 142, 143].
Обширный опыт в области применения интернет-технологий в образовательной практике, включая применение различных информационных ресурсов, индивидуальных подходов к обучению и социальных сетей, накоплен как зарубежными, так и российскими образовательными организациями [163, 165, 171, 172, 179, 181, 197, 200, 205]. Подобные материалы отвечают индивидуальным потребностям обучающегося, позволяют просматривать лекцию неограниченное количество раз и дополняют используемые студентами информационные сайты, в том числе ресурсы, поддерживаемые на государственном уровне [95].
Методические пособия для преподавателей по разработке, созданию, регистрации, использованию учебно-методических информационных комплексов, организации дистанционного обучения внедрены в профильных высших учебных заведениях Волгограда, Саратова, Казани, Перми, Ярославля и Барнаула. Функционирует ряд дистанционных курсов (теоретических разделов дисциплин), предусматривающих интеграцию с традиционным обучением, уже существующим учебным процессом. Полный переход основного и последипломного образования на электронные системы невозможен в связи с большим объемом практических и лабораторных занятий. В рамках внедрения подобных программ (инновационных проектов) необходимо создание центров дистанционного обучения - структурных подразделений образовательных организаций, координирующих процесс удаленного обучения [62, 110, 111, 121].
Опыт образовательных организаций (организаций отрасли), где подобные программы внедрены в практику, обширен и требует отдельного изучения [26, 51].
Интеграция образования и бизнеса является вторым активно- развиваемым направлением в рамках модернизации учебного процесса в образовательных организациях. Несмотря на то, что практический опыт специалистов отрасли сегодня очень востребован и используется в различных образовательных организациях мира, что подтверждено соответствующими исследованиями [122, 147, 158, 160, 216], необходимо дальнейшее сближение академической (университетской) науки и практики фармацевтической отрасли [39, 113, 124, 138].
Ряд медицинских образовательных организаций (в том числе Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Курский государственный медицинский университет, Пермская государственная фармацевтическая академия) имеют обширный опыт взаимодействия с фармацевтическими предприятиями и аптеками в рамках организации и проведения производственных практик обучающихся [37, 52, 53, 55].
Взаимодействие с предприятиями отрасли в период обучения не только полезно для овладения профессией, но и вызывает устойчивый интерес учащихся. В рамках интерактивных проектов курса «управление и экономика фармации» сотрудниками Российского университета дружбы народов проведено анкетирование студентов с целью выявления актуальных направлений расширения программы, обнаружена потребность учащихся в рассмотрении ситуаций из реальной жизни фармацевтических предприятий [25]. Мнение студентов также изучено в отношении прохождения производственных практик, подтверждено повышение мотивации в освоении профессиональных компетенций на предприятиях отрасли [134].
Успешен опыт интеграции образовательного процесса и реальных процессов фармацевтического бизнеса в подготовке интернов на кафедре организации и экономики фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова [56].
Показателен также опыт взаимодействия образовательной организации и предприятия по производству МИБП при обучении биотехнологии в Пермской государственной фармацевтической академии (объединение
усилий кафедры промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии и двух крупных производственных предприятий) [45]. Исследование, проведенное в Пятигорской государственной фармацевтической академии в 2013 году, показало, что эти и другие шаги содействовали трудоустройству студентов и выпускников академии [114]. Так, в результате социологических опросов, проведенных Ярославской медицинской академией, выяснилось, что далеко не все студенты осведомлены о реалиях предстоящей трудовой деятельности, в то же время участие производственных предприятий отрасли в учебном процессе расширяет представление студентов [116]. Отмечен положительный эффект от проведения круглых столов с работодателями с обсуждением вопросов партнерства науки, образования и практики [47].
С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ появились правовые основания для реализации новых эффективных форм сотрудничества образовательных организаций и предприятий [129]. Среди них следует выделить сетевые формы взаимодействия образовательных организаций и предприятий и базовые кафедры [109]. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 сетевая форма образовательного процесса реализуется совместно двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность, или сетевая форма реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность [77, 78, 141].
В первом случае разрабатывается единая программа двух образовательных учреждений с синхронизированными учебными планами и с четко обозначенной ответственностью участников за представляемые ресурсы.
В рамках второго варианта возможно несколько моделей обучения:
1. Включение модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Готовую дисциплину (модуль)
организации-партнера включают в программу образовательной организации. Оразовательная организация направляет студентов для освоения данной дисциплины к организацию-партнеру и засчитывает результаты обучения в счет освоения своей программы.
2. Модель «индивидуальный выбор» предоставляет обучающемуся право самостоятельно выбрать необходимый модуль для освоения в другой образовательной организации. Такой подход позволяет реализовывать программы на стыке различных областей знаний, в том числе дистанционно.
3. Модель «образовательная организация – предприятие» предполагает участие в образовательном процессе организаций, не осуществляющих образовательную деятельность, которые предоставляют свою материально- техническую базу и другие ресурсы для осуществления практической части образовательного процесса.
4. Модель «образовательная организация – академический институт – предприятие». Использование потенциала научных работников академических институтов в образовательном процессе существенно расширяет возможности подготовки, формирует у студентов качества, необходимые для инновационной профессиональной деятельности [18, 77].
В развитии новых форм сотрудничества равно заинтересованы и образовательные организации, и предприятия отрасли, и студенты.
Предприятие заинтересовано в росте своего интеллектуального и научно-производственного потенциала за счет притока молодых специалистов и получает возможность выбора перспективных студентов.
Университет получает возможность использования в учебном процессе уникального оборудования - как для реализации учебной деятельности, так и для проведения научных исследований студентов и аспирантов, повышение качества преподавания путем усиления конкуренции среди педагогов за счет привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов отраслевых предприятий [60].
Студенты проходят обучение под руководством ведущих специалистов отрасли с использованием высокотехнологичного оборудования; могут принять участие в реальных исследовательских и промышленных проектах, приобрести опыт работы в команде [32].
Основными преимуществами сетевого образования являются: повышение качества подготовки кадров; формирование у выпускников уникальных компетенций, востребованных на рынке труда; открытие новых образовательных программ; наращивание объемов проводимых научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ; обеспечение востребованности научных исследований; привлечение дополнительных ресурсов для повышения качества подготовки выпускников [63, 127].
Другой формой участия предприятий в образовательном процессе являются образовательные программы прикладного бакалавриата [94, 99]. Университет присваивает студентам, освоивщим программу, степень бакалавра, а квалификацию выпускникам присваивает работодатель на основе собственной системы сертификации профессиональных квалификаций [66, 93]. Образовательные программы прикладного бакалавриата реализуются в сетевой форме или самостоятельно при взаимодействии образовательной организации с организациями – партнерами, в том числе путем создания базовых кафедр.
В соответствии с ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [129], профессиональные образовательные организации имеют право создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе предприятий отрасли. Студент, обучаясь на базовой кафедре образовательной организации в конкретной компании, погружается в реальную научно-производственную работу и, в некоторых случаях, получает возможность совмещать учебу в образовательной организации с началом трудовой деятельности.
Одновременно образовательные организации активно внедряют в практику обучения новые специализированные предметы, соответствующие современному уровню развития отрасли и с учетом организационно- экономических особенностей современной фармации, распределения социальных ролей. [44, 58, 70]. Так, Курским государственным медицинским университетом разработана и успешно опробована авторская педагогическая технология дисциплины «Маркетинг в фармации» [36]. Российские образовательные организации активно перенимают иностранный опыт введения дисциплины «Подготовка фармацевтического представителя», по мнению Л.В. Яковлевой и Т.Н. Будариной, такой специалист является лицом и голосом компании [17, 145]. Кроме того, Е.С. Ворожцовой показана важность формирования конфликтологической компетентности специалистов данного профиля [20]. Специалистами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова были разработаны требования к образовательным программам подготовки уполномоченных лиц предприятий, направленные на обеспечение единого уровня образовательных услуг, предлагаемых в этой сфере различными организациями [14].
Стоит отметить, что на первоначальных этапах освоения профессии (с точки зрения адаптации молодого специалиста) для студентов большое значение имеет дисциплина «Введение в специальность» [74, 75]. Такой электив был разработан и внедрен на кафедре управления и экономики фармации Ярославской государственной медицинской академии, впоследствии переведен в рамки обязательного изучения (вариативная часть программы, устанавливаемая образовательной организацией) [61]. Вопросы управления адаптацией выпускников к условиям самостоятельной работы с целью минимизации трудностей по окончании обучения исследованы авторами Д.Е. Цымбал, Н.Г. Коршевер, Е.В. Завалёва [133].
В рамках Болонской декларации провозглашена принципиальная ответственность образовательных организаций за обеспечение качества образования на осно