Полный текст статьи:
По данным наших инженеров ЭндоТех Лаб, мы составили небольшую подборку с поломками, которые возникают у гибких эндоскопов чаще прочего (см. иллюстрации №1-4)
- Проблемы с изображением. Причин возникновения множество: от повреждения видеокамеры/излома оптоволокна, до загрязнений или попадания влаги в случае разгерметизации.
- Выход из строя сгибаемого сегмента. Происходит это со временем — тросы истончаются из-за трения, что приводит к их обрыву.
- Износ резины дистального конца — появляется из-за механического воздействия.
- Повреждения инструментального канала. Могут быть выражены проколами, порезами или замятиями. Порезы возникают из-за раскрытия инструмента непосредственно в канале, а проколы вследствие излишнего перегиба и малого радиуса изгиба тубуса.
- Износ вводимого тубуса. Неправильная технология дезинфекции приводит к повреждениям лакового слоя, у гастроскопов износ дополнительно проявляется «прикусами» пациентов.
- Разгерметизация оборудования. Возникает вследствие появления других поломок, описанных выше. Именно поэтому важно после выявления проблемы сразу обратиться в ремонт — использование негерметичного оборудования опасно как для врача, так и для пациента.
Отдельным пунктом стоит выделить
неисправности, которые возникают из-за человеческого фактора, приводят к необходимости в ремонте:
- неправильное хранение
- неправильное транспортировка
- несоблюдение рекомендаций по дезинфекции и рекомендаций производителя по подбору дезинфектантов
- несоблюдение рекомендаций производителя по эксплуатации
Помимо вышеописанных поломок существуют такие, которые связаны с конкретным производителем или даже моделью. Данный материал — опыт инженеров нашей лаборатории. Рассмотрим на примере марки «Fujinon»:
- Например, из-за тонкой внешней изоляции в изгибаемой части у эндоскопов этой марки часто выходит из строя кабель матрицы. Тонкая изоляция – не дефект, а необходимость — для более подвижного изгиба.
- Также «особенной» поломкой можно назвать перетирку колец в изгибаемой корзине. Это обусловлено конструктивными особенностями производства, так как например «Olympus» менее подвержен этому изъяну.
- По нашим наблюдениям, именно у этой марки чаще всего выходит из строя рубашка и происходит отслоение лакового слоя. Причиной может служить производственная особенность его нанесения.
У «Olympus» и «Pentax» также есть свойственные им поломки:
- Например, у старых моделей «Pentax» быстро изнашивается лаковый слой — даже при протирке спиртом он повреждается, то есть для них необходима более щадящая обработка. Поэтому при выборе дезинфицирующего средства следует ориентироваться на рекомендации производителей — технологии производства различаются.
- А у «Olympus» серии «LV1» очень часто выходят из строя светодиоды. Они могут перегореть из-за влаги, которая попадает через трещину на С-крышке. Также среди возможных причин само устройство прибора — в головке есть керамические столбики, внутри которых 2 контакта. Эти столбики ломаются ввиду своей хрупкости, контакт повреждается, свет пропадает. Сломаться или треснуть они могут из-за физического воздействия на изгибаемую часть (падение прибора, удар).
- Контактные группы в коннекторах окисляются чаще всего у «Pentax» — когда их не закрывают специальными крышками при погружении в дезинфицирующее средство — оно имеет агрессивную среду и разрушает их. При просушке эндоскопа крышки нужно снимать — чтобы не оставалось остаточной влаги внутри крышки.
У них же выходят из строя катушки (шкивы управления). Если у «Olympus» используются цепи, то у «Pentax» иная технология, на волоконной основе. Эта «нить» перетирается в следствие появления люфта управления, который в свою очередь возникает из-за растяжения канатов. В итоге катушки начинают тереться об другие части и обрываются.
Как избежать описанных выше проблем?
1. Борьба с человеческим фактором: разработка инструкций по обработке, хранению, применению (СОПов). Регулярное обучение персонала. Контроль за соблюдением этих инструкций.
2. Закупка специализированных емкостей, шкафов, тележек для хранения, перемещения, удобной работы.
3. Хочется напомнить о необходимости проведения регулярного технического обслуживания (ТО). Внедряя техническое обслуживание оборудования можно вовремя заметить износ, предотвратить поломку и сократить затраты на ремонт.
4. Сотрудничество по техническому обслуживанию с надежным и ответственным поставщиком услуг и запчастей, обеспечивающий четкое соблюдение регламентов ТО.
Например: В техническое обслуживание с ЭНДОТЕХ ЛАБ входит´:
- Выезд и осмотр оборудования специалистом — раз в 3 месяца;
- Обслуживание процессора и монитора стойки;
- Очистку аппарата, внешний осмотр и проверку на герметичную непроницаемость — после каждого обследования;
- Замену уплотнительных колец механизмов рукояток рулей — в необходимом количестве;
- Замену А-резины изгибаемой дистальной части — один раз в течение 12 месяцев;
- Установку углов по стандарту;
- Удаление люфтов тяг и пайка стопоров при их обрыве;
- Проверку корректности работы дистального конца, смазка и проверка; функциональности клапанов, проверка инструментального и осветительного каналов — один раз в 6 месяцев;
- Контроль технического состояния медицинского изделия.
+ Понравилась статья – поделитесь с коллегами и напишите комментарий.
+ Считаете нужно улучшить или хотите поделиться советом – пишите в комментариях.
+ Инженеры ЭНДОТЕХ ЛАБ вместе с Редакцией сообщества практикующих врачей EndoExpert.ru планируют опубликовать целый цикл статей посвященных ремонту и обслуживанию медицинской техники. Напишите в комментариях, какие темы вы бы хотели обсудить или уточнить!
´Данное предложение действительно для Москвы и Московской области.
По теме:
Комментарии