Полный текст статьи:
Терминология
Ранний рак толстой кишки это аденокарцинома ограниченная слизистой или подслизистым слоем [7].
Согласно переработанной Венской классификации [4] в понятие ранний рак могут быть включены пункты 4-2, 4-3, 4-4 и 5 (рис. 1).
Венская классификация:
- Без интроэпителиальной неоплазии
- Сомнительная интроэпителиальная неоплазия
-
Интроэпителиальная неоплазия низкой степени
-
Неоплазия высокой степени без инвазии (интроэпителиальная или внутрислизистая)
- Аденома/дисплазия
- Неинвазивная карцинома
- Подозрение на инвазивную карциному
- Внутрислизистая карцинома (инвазия в собственную пластинку)
- Карцинома с подслизистой инвазией
Макроскопическая классификация раннего рака толстой кишки соответствует парижской классификации эпителиальных неоплазий приведенной на рис. 2.
Как в случае хирургического так и эндоскопического лечения рака толстой кишки опухоль должна быть удалена в пределах здоровых тканей. Однако, в отличие от хирургического лечения при эндоскопической резекции слизистой регионарные лимфатические узлы удалены быть не могут. Таким образом, местное удаление опухоли показано только пациентам с минимальным риском метастазирования в региональные лимфатические узлы.
Край
Основным критерием полноты местного удаления опухоли считается расстояние от границы резекции до нижнего края опухоли. Существуем мнение о минимальном расстоянии в 2 мм [19], 1 мм [3] или просто отсутствие опухолевых клеток по границе коагуляционного повреждения тканей [17]. Мы в своей работе придерживаемся последнего подхода т.к. считаем, что два других значительно увеличивают число пациентов подвергающихся необоснованной лапаротомии.
Факторы риска
Лимфатические сосуды не распостраняются на слизистую оболочку толстой кишки, а присутствуют только в подслизистом и мышечном слое [6]. Таким образом не инвазивные (т.е. не распространяющиеся на мышечную пластинку слизистой) карциномы не могут давать метастазы в регионарные лимфатические узлы и следовательно для них эндоскопическое удаление всегда радикально (при условии, что местно опухоль удалена в пределах здоровых тканей).
Ряд факторов рассматривается в качестве возможных индикаторов наличия или отсутствия метастазов в региональные лимфатические узлы при раннем инвазивном КРР. Это качественные критерии, как: степень дифференцировки опухоли, наличие или отсутствие инвазии в сосуды, отсевы и макроскопический тип раннего КРР. Единственным количественным фактором риска поражения лимфатических узлов является глубина подслизистой инвазии.
Дифференцировка опухоли
Считается общепризнанным, что низкая дифференцировка опухоли является независимым фактором риска метастазирования в лимфатические узлы и гематогенной диссеминации [9, 11, 16, 17]. Правда, по некоторым данным, встречается она не более чем в 10 % случаев раннего рака толстой кишки и чаще всего в сочетании с другими факторами риска [11]. Наибольшую роль играет дифференцировка опухоли в месте наиболее глубокой полслизистой инвазии.
Инвазия в сосуды
Под инвазией в сосуды подразумевается инвазия в лимфатические или венозные сосуды (рис. 3).
По данному вопросу существует два противоположенных подхода. Так Nedzer считает, что венозная инвазия сама по себе не может рассматриваться в качестве изолированного фактора обуславливающего выполнение лапаротомии при раннем КРР [11]. Он также полагает, что изолированная инвазия в лимфатические сосуды встречается редко. Существует и мнение о сложности дифференциального диагноза между лимфатической и венозной инвазией или артефактами [18].
По другим данным необходимость дифференцировки между венозной или лимфатической инвазией отсутствует, а сосудистая инвазия сама по себе является фактором риска наличия метастазов в лимфатических узлах [17]. Подобного мнения придерживаются и Egashira et al. [5] и Yamamoto S., et al. [20].
Мы в своей работе также рассматриваем сосудистую (не зависимо лимфатическую или венозную) инвазию в качестве независимого фактора риска метастазирования в лимфатические узлы.
Отсевы
Отсевы это изолированные клетки опухоли или группы клеток расположенные в других отношениях здоровых тканях (рис. 4).
Отсевы могут рассматриваться в качестве начальной формы инвазии, предшествующей сосудистой инвазии. Она является независимым фактором риска поражения лимфатических узлов не только при раннем, но и распространенном КРР [12, 14].
Макроскопический тип опухоли
Ряд исследователей полагает, что плоские формы раннего КРР связанны с большим риском метастазирования в лимфатические узлы, чем полиповидные опухоли [10]. Однако по другим данным такая взаимосвязь отсутствует [1, 14].
Мы в своей практике не рассматриваем макроскопический тип в качестве независимого фактора риска метастазирования в лимфатические узлы, признавая однако, что опухоли с компонентом типа 0-IIc чаще имеют большую глубину инвазии в подслизистый слой, чем другие макроскопические типы. Однако большая вероятность метастазирования в этом случае будет связана с большей глубиной инвазии, а не с типом опухоли самой по себе.
Глубина инвазии
Глубина инвазии это расстояние от мышечной пластинки слизистой (или ее предположительного расположения) до наиболее глубоко лежащей границы опухоли (рис. 5).
Nagasako K., сообщал об отсутствии метастазов в лимфатические узлы при инвазии в подслизистый слой глубиной до 500мкм и шириной до 2000мкм (инвазия типа sm-s). Однако по другим данным даже такая минимальная степень инвазии может сочетаться с наличием метастазов в лимфатические узлы. Так Tanaka S., et al., выявил метастазы в лимфатические узлы у 4 % пациентов с таким типом инвазии [15].
Заключение
В настоящее время практически невозможно упомянуть все исследования посвященные факторам риска метастазирования в регионарные лимфатические узлы при раннем инвазивном КРР. Мы остановимся лишь на некоторых из них опубликованных японскими авторами (как обладающими наибольшим опытом в изучении этой проблемы) в 2000 – 2004 годах.
Табл. 1. Факторы связанные с минимальным риском метастазирования раннего КРР
Автор (год) | Число случаев (из них с метастазами в лимфатические узлы) | Метастазы в лимфатические узлы отсутствуют |
Tanaka (2000) [16] | 521 (45) | Высокая или средняя степень дифференцировки опухоли без инвазии в сосуды в сочетании с глубиной подслизистой инвазии до 1500мкм |
Sakuragi (2003) [13] | 278 (21) | Нет инвазии в лимфатические сосуды в сочетании с глубиной подслизистой инвазии до 2000мкм |
Ueno (2004) [17] | 292 (33) | Высокая или средняя степень дифференцировки опухоли без инвазии в сосуды и отсевов в сочетании с глубиной подслизистой инвазии до 2000мкм |
Shimomura (2004) [14] | 231 (21) | Нет отсевов, инфильтративного роста опухоли, инвазии в лимфатические сосуды в сочетании с глубиной подслизистой инвазии до 1500мкм |
Yamamoto (2004) [20] | 301 (19) | Нет инвазии в сосуды в сочетании с глубиной подслизистой инвазии до 1000мкм |
Таким образом, основываясь на представленных данныx, по нашему мнению можно считать безопасным эндоскопическое удаление раннего КРР у пациентов с сочетанием следующих признаков (при условии отсутствия опухолевых клеток на уровне резекции):
- Аденокарциномой высокой или средней степени дифференцировки.
- Без инвазии в лимфатические или венозные сосуды.
- Без наличия отсевов.
- С глубиной инвазии не более 1500мкм (при подслизистой инвазии до 2000 мкм риск метастазирования в лимфатические узлы видимо также минимален и выбор хирургического или эндоскопического лечения должен проводиться на основе его сравнительной оценки с риском хирургического вмешательства для данного конкретного больного).
Отсутствие любого из признаков 1-3 требует выполнения хирургического вмешательства по поводу раннего инвазивного КРР всем пациентам.
Данная проблема продолжает интенсивно изучаться во всем мире и подходы к радикальному эндоскопическому лечению раннего КРР продолжают меняться по мере поступления новой информации.
Комментарии